Урок 4. Фокусировка и резкость

В каком случае какие настройки и режимы выбирать, откуда берутся промахи и что с ними делать - разбираемся в этом уроке!

Тема фокусировки непростая. Пересмотрите не один раз, не стесняйтесь задавать вопросы. У нас ушли годы, чтобы полностью разобраться с этим вопросом, усложняется дело тем, что на всех камерах работает фокусировка по-разному (на более простых/более дорогих, на зеркалах/беззеркалках), переходя на новую модель, приходится пробовать и разбираться заново. Это нормально! Не ждите, что с одного просмотра урока вы все поймете сразу! Скорее всего, придется пересмотреть не один раз. И почитать инструкцию, потому что невозможно в одном видео собрать ВСЕ камеры и показать на каждой, только общий принцип.

Прежде всего вам нужно в ВАШЕЙ камере (с помощью инструкции, возможно) найти и разобраться:

✔️как выбрать режим фокусировки (покадровый/следящий)
у Canon он выбирается через меню
в Nikon чаще отдельным кольцом на корпусе
у Sony могут быть оба варианта.
✔️Как выбрать точку фокусировки или область фокусировки (в камерах подороже, где точек много)
у Canon через меню + джойстиком/кнопками на корпусе (у беззеркалок тычком в экран)
в Nikon часто есть отдельная кнопка на корпусе
у Sony области - через меню, а точки тычком в экран

❗️Запомните:
В недорогих зеркалках (мало точек) мы, в основном, снимаем в режиме покадровой фокусировки, выбирая для фокусировки центральную точку
В дорогих зеркалках (много точек фокусировки) мы спокойные сцены снимаем также в режиме покадровой фокусировки, выбирая для фокусировки центральную точку или любую другую, а очень динамичные сцены (спорт, бег) снимаем в режиме следящей фокусировки, выбирая слежение по лицу или какого-то размера область фокусировки вплоть до всех точек сразу.
В беззеркалках в большинстве ситуаций мы снимаем в режиме следящей фокусировки, выбирая слежение по лицу/глазам (на Sony оптимальный режим - «Отслеживание. Регулируемое пятно М»). Покадровую фокусировку можно выбирать для съемок без подвижных объектов (натюрморты, предметка, интерьерная съемка, пейзаж и т.п.), а людей всегда смело можно снимать со следящим фокусом.

Отрабатываем покадровый и следящий режимы:
✔️Выберите покадровый режим (ONE SHOT/AF-S) и сделайте несколько фотографий со статичным сюжетом.
Попробуйте сначала сфокусироваться, потом (не отпуская кнопку спуска) перестроить композицию и после дожать кнопку, сделав снимок.
Попробуйте сразу выстроить хорошую композицию (сместите головы/глаза из центра) и после выбрать для фокусировки подходящую точку. Почувствуйте удобство/неудобство такого способа работы с точкой.
✔️Выберите следящий режим (AI Servo/AF-C). Снимаем подвижный объект (дети бегут, машина едет к вам/от вас (лучше с людьми, это сложней))
Кто с зеркалками:
Попробуйте выбрать для фокусировки одну точку и держите объект совмещенным с ней, удерживайте кнопку нажатой и почувствуйте, как камера непрерывно перефокусируется.
Попробуйте выбрать большую область для фокусировки (3d в Nikon и авто в любой камере), постройте композицию, зажмите кнопку до середины и посмотрите, как хорошо или плохо ваша камера определяет объект фокусировки). Если есть слежение по лица, включите.
Кто с беззеркалками:
Установите слежение по лицу и глазам и наслаждайтесь жизнью?

❗️Запомните глобальную разницу между режимами:
▪️В покадровом режиме, пока мы держим кнопку до середины нажатой, линзы объектива зафиксированы и фокус заморожен на одном расстоянии.
▪️В следящем режиме, пока мы держим кнопку до середины нажатой, камера непрерывно перефокусируется при изменении расстояния до объекта.

Работа, которую нужно нам прислать:

1️⃣Сделать крупный портрет, чтобы глаза были в фокусе, но не по центру кадра (обрезать после в программах нельзя! Мы это увидим)
2️⃣Сделать снимок с 2 людьми, средний план, чтобы глаза обоих были в фокусе
3️⃣Сделать снимок в следящем режиме фокусировки, где объект движется к вам, но находится не в центре кадра (лучше человек, кадрировать в программе также нельзя?)
4️⃣Сделать автопортрет с таймером. Попробуйте догадаться, как сфокусировать камеру, если вы сами не в кадре.

Необязательное, но интересно:
Попробовать съемку с проводкой.
Вы должны установить довольно длинную выдержку, длиннее безопасной. Включить следящий режим, выбрать способ фокусировки (по точке, по большой области, по лицу) и снимать движущийся параллельно вам объект таким образом: Ведете камеру за ним со скоростью его движения, держа кнопку спуска наполовину нажатой, камера держит объект в фокусе, делаете спуск и снимок, объект остается четким, а фон размывает в движении.
Made on
Tilda